Главная - Недвижимость - Выплата военнослужащему на обзаведение имуществом первой необходимости 2020

Выплата военнослужащему на обзаведение имуществом первой необходимости 2020


Государственная материальная поддержка оказывается не только нынешним военнослужащим. Здравоохранение и сфера коммунальных услуг также гарантируют в 2019 году льготы ветеранам военной службы. Бывшие участники военных конфликтов в Алжире, Вьетнаме, Афганистане, Чечне, Сирии и других зонах боевых действий могут:

  • получить бесплатное жилье;
  • рассчитывать на медицинскую помощь вне очереди и диспансеризацию;
  • пройти операции по протезированию на льготной основе.

В нынешнем году ежемесячная материальная поддержка участников боевых действий – 2780 рублей. Кроме того, в 2019 году льготы ветеранам военных действий включают в себя пункты, которые затрагивают сферу образования и работы:

  • отпуск должен предоставляться в любое время по желанию ветерана;
  • предусматривается дополнительный отпуск;
  • обучение должно производиться за деньги предприятия;
  • ветеран может быть зачислен в учебное заведение вне конкурса;
  • предусматривается получение повышенной стипендии.

2. Порядок установления и осуществления военнослужащим выплат на обзаведение имуществом первой необходимости

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О размере и порядке осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам учреждений, исполняющих наказания» от 16 декабря 2004 г. N 796 выплата (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, осуществляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в размере до 12 окладов месячного денежного содержания.

Порядок определения размера выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости может быть представлен в виде формулы:

РВ = (ОВД + ОВЗ) x 12, где

РВ — размер выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости;

ОВД — оклад по замещаемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, должности;

ОВЗ — оклад, установленный военнослужащему в соответствии с присвоенным ему воинским званием.

Сроки осуществления выплаты и порядок ее оформления по одному из оснований определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходит военную службу (службу) военнослужащий.

В настоящее время порядок оформления и осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости регламентируют следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:

  • Инструкция о размерах и порядке выплаты (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 460;
  • Инструкция о порядке оформления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, утвержденная Приказом ФСБ России от 6 августа 2005 г. N 468;
  • Инструкция о размерах и порядке выплаты (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы МЧС России, проходящим военную службу по контракту, утвержденная Приказом МЧС России от 27 мая 2005 г. N 422;
  • Инструкция о сроках осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости и порядке ее оформления, утвержденная Приказом МВД России от 4 марта 2005 г. N 154;
  • Инструкция о выплате на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, утвержденная Приказом Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 34.

В соответствии с Инструкцией о размерах и порядке выплаты (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 460), для получения выплаты военнослужащие подают по команде рапорт не позднее срока, установленного нормативными актами по основанию, по которому производится выплата.

Выплата осуществляется на основании приказа командира (начальника) органа военного управления, соединения, воинской части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации или военного комиссара. Выписка из приказа о производстве выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости приобщается к личному делу.

Пунктом 5 указанной выше Инструкции предписано расходы по выплате относить на статью сметы расходов Министерства обороны Российской Федерации «Денежное довольствие военнослужащих» по коду расходов 239212 «Прочие выплаты» на соответствующие разделы, подразделы и целевые статьи бюджетной классификации Российской Федерации.

В соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, порядок применения которой утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 21 декабря 2005 г. N 152н <1> (с изменениями от 1, 30 марта 2006 г.), расходы на денежную выплату на обзаведение имуществом первой необходимости отражаются по подстатье 212 «Прочие выплаты» статьи 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда».

<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 21 декабря 2005 г. N 152н вступил в силу с 1 января 2006 г. Текст Приказа опубликован в «Финансовой газете» (январь 2006 г., N 4).

При убытии военнослужащего, получившего выплату, к новому месту службы или в связи с его переводом в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравниваемая к ней служба, до истечения срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена указанная выплата, в денежном аттестате производится соответствующая запись.

При досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, предусмотренных:

подп. «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в связи с лишением его воинского звания;

подп. «е» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

подп. «д» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно, а также в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока,

выплата подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока военной службы согласно заключенному контракту о прохождении военной службы, в период действия которого была получена указанная выплата.

Следует указать, что действующим законодательством порядок взыскания с военнослужащего, досрочно уволенного с военной службы, сумм полученной им выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, детально не определен. Представляется, что взыскание с увольняемого (уволенного) военнослужащего сумм полученной им выплаты возможно только в судебном порядке. При этом вследствие отсутствия нормативно установленного порядка взыскания сумм выплаты на практике неминуемо возникнут вопросы относительно следующих обстоятельств:

  1. какой орган военного управления и в каком порядке должен обращаться в суд с требованием взыскать с уволенного с военной службы гражданина сумму полученной им выплаты;
  2. в какой суд должен обращаться орган военного управления с требованием о взыскании денежной суммы;
  3. каким образом орган военного управления должен произвести расчет подлежащей взысканию суммы;
  4. каким образом гражданин, уволенный с военной службы, должен вносить денежные средства в счет возмещения суммы выплаты (добровольно или в судебном порядке): если наличными, то в кассу какой воинской части, военной организации, если в безналичном порядке, то на какой счет он должен перечислять денежные средства, и каким образом впоследствии учитывать внесенные (переведенные) гражданином денежные средства в счет возмещения суммы выплаты.

Помимо процедурных (процессуальных) проблем, имеют место и более существенные проблемы, ставящие под сомнение обоснование обязанности уволенного досрочно гражданина возмещать денежные суммы в счет ранее выданной ему выплаты. Если выплачиваемая до 1 января 2005 г. военнослужащим беспроцентная ссуда заведомо предполагала возникновение у военнослужащего, ее получившего, обязательства по возврату полученных денежных средств независимо от того, будет он проходить военную службу или будет досрочно уволен, то с единовременной выплатой на обзаведение имуществом первой необходимости дело обстоит иначе.

Взыскание с гражданина денежных сумм по общему правилу должно предполагать наличие у него соответствующего денежного обязательства. Досрочно уволенный с военной службы гражданин в части взыскания суммы выплаты не привлекается ни к уголовной, ни к административной, ни к материальной ответственности. Исходя из этого, обязательство гражданина (физического лица) уплатить (возместить) какому-либо лицу (в том числе и государству) денежную сумму может основываться только на нормах гражданского законодательства.

В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе.

Сразу отметим, что в Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве оснований возникновения денежных обязательств не указано досрочное увольнение с военной службы гражданина, получившего при прохождении военной службы выплату на обзаведение имуществом первой необходимости.

Причинение вреда государству (Министерству обороны Российской Федерации, конкретной воинской части) досрочным увольнением с военной службы гражданина в рассматриваемом случае также вряд ли удастся обосновать. Во-первых, формально досрочным увольнением военнослужащего с военной службы имущественный вред, подлежащий оценке, никому не причинен. Во-вторых, перечисленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 796 случаи досрочного увольнения военнослужащего с военной службы, при которых выплата подлежит взысканию, не связаны с волеизъявлением самого военнослужащего, и виновность последнего в увольнении (наличие умысла или неосторожности) обосновать также не представится возможным.

Обязательство по возмещению сумм выплаты при досрочном увольнении гражданина из договора также не возникает, так как действующим законодательством не предусмотрено заключение каких-либо договоров Министерства обороны Российской Федерации (иного органа военного управления) с военнослужащим при осуществлении последнему выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости.

Кроме того, ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В качестве основного (единственно возможного, исходя из характера возникающих правовых отношений) способа обеспечения взыскания денежных средств в счет полученной выплаты с военнослужащего, досрочно увольняемого с военной службы, представляется введение в действующее законодательство положений, обязывающих военнослужащего, изъявившего желание получить выплату, заключить с Министерством обороны Российской Федерации (в лице соответствующего органа военного управления) договор (соглашение), определяющий условия предоставления выплаты, основания и порядок взыскания денежных сумм в случае досрочного увольнения военнослужащего.

При этом с учетом характера оснований досрочного увольнения, при наличии которых суммы выплаты подлежат взысканию, а также целевого характера производимой выплаты представляется возможным и целесообразным закрепление в действующем законодательстве и условиях предлагаемого договора (соглашения) положения, в соответствии с которым в случае досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по перечисленным выше основаниям денежные средства, предоставленные военнослужащему в качестве выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, подлежат взысканию в полном объеме.

Предлагаемые в настоящей статье изменения формулировки оснований, дающих военнослужащим право на получение выплаты, а также меры по совершенствованию порядка взыскания сумм выплаты с военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы, позволят в значительной степени повысить стимулирующую роль рассматриваемой дополнительной выплаты. Неэффективность же установленного порядка как производства, так и удержания выплаты, с одной стороны, ограничивает право на получение выплаты некоторых категорий военнослужащих, способных и желающих добросовестно исполнять обязанности военной службы, с другой стороны, позволяет избежать ответственности (в данном случае имущественной) недобросовестным гражданам, досрочно увольняемым с военной службы по «дискредитирующим» основаниям.

Перечень и порядок предоставления льгот военнослужащим и их семьям

Военнослужащий – это гражданин, максимально зависящий от государственного довольствия.

Даже самое небольшое изменение законодательства может привести если не к перевороту целой системы, то к ощутимым колебаниям народной массы.

Следовательно, не нужно удивляться тому, что военные, как действующие, так и пенсионеры, внимательно следят за нормами закона.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

1.2.3. Возможные варианты толкования предусмотренного абз. 3 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» основания, дающего право на получение безвозмездной выплаты

1-й вариант. Термин «первый контракт» понимается в значении — контракт, впервые заключаемый гражданином (невоеннослужащим, лицом, ранее не проходившим военную службу по контракту) или военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при поступлении на военную службу по контракту.

Категория граждан, на которую распространяется предусмотренное абз. 3 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» основание, дающее право на получение безвозмездной выплаты, — граждане (невоеннослужащие, не проходившие ранее военную службу по контракту) и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, которые заключают контракт о прохождении военной службы на срок пять лет (на срок более пяти лет указанные граждане заключить контракт не могут).

В соответствии с приведенным толкованием основания правом на получение безвозмездной выплаты могут обладать только граждане (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву), впервые поступающие на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков, мичманов или офицеров, заключающие контракты о прохождении военной службы на пять лет.

При этом приведенное толкование формулировки основания предполагает наличие следующих обстоятельств:

профессиональную несостоятельность разработчиков законопроекта, субъектов законотворческой деятельности; разработчиков принятых в соответствии с вышеназванным Законом нормативных правовых актов, заключающуюся в том, что в качестве основания, дающего право военнослужащим на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, предусмотрена ситуация, которая заведомо не может возникнуть в действительности и которая прямо противоречит действующему законодательству о военной службе (а именно: заключение гражданином, поступающим на военную службу по контракту, контракта о прохождении военной службы на срок более пяти лет);

«завуалированное» (без прямого указания в нормативных правовых актах) исключение из числа военнослужащих, которые могут при заключении контракта приобретать право на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, категории военнослужащих, поступающих на военную службу (проходящих военную службу) на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин;

неравенство в объеме предоставляемых государством социальных гарантий гражданам, поступающим на военную службу на должности, для которых штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана, офицера, в зависимости от того, назначается ли на должность из указанных категорий должностей гражданин, впервые поступающий на военную службу, или военнослужащий, обучавшийся в школе прапорщиков (мичманов), на офицерских курсах. Так, гражданин (невоеннослужащий), имеющий соответствующий уровень образования и поступающий на военную службу на должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана, заключая контракт о прохождении военной службы на срок пять лет, будет иметь право на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости. Гражданин (военнослужащий), проходивший обучение в школе прапорщиков (мичманов) и заключавший на время обучения контракт о прохождении военной службы, при назначении на должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика (мичмана), и заключении нового контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более, правом на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости обладать не будет (при рассматриваемом варианте толкования абз. 3 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В описанной ситуации явно будет проявляться дискриминация граждан, назначаемых на должности прапорщиков (мичманов), из числа военнослужащих, проходивших обучение в школах прапорщиков (мичманов), по сравнению с лицами, назначаемыми на такие должности из числа граждан-невоеннослужащих. При этом основанием уменьшения объема предоставляемых военнослужащим социальных гарантий будет являться то обстоятельство, что эти военнослужащие ранее проходили военную службу и проходили подготовку в школах прапорщиков (мичманов).

2-й вариант. Термин «первый контракт» рассматривается в контексте абз. 3 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно: «первый контракт о прохождении военной службы на срок пять лет и более», и понимается в значении — контракт о прохождении военной службы, заключаемый на срок пять лет и более гражданином, поступающим на военную службу по контракту, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которыми ранее контракт такой продолжительности не заключался.

При таком толковании абз. 3 п. 7 ст. 13 вышеназванного Закона правом на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости будут обладать следующие категории граждан:

гражданин, впервые поступающий на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, при заключении контракта о прохождении военной службы на срок пять лет;

военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, поступающий на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, при заключении контракта о прохождении военной службы на срок пять лет;

военнослужащий (независимо от занимаемой им воинской должности), проходящий военную службу по контракту, заключающий новый контракт о прохождении военной службы на срок пять лет и более, который ранее заключал контракт (контракты) о прохождении военной службы на срок меньшее пяти лет.

При таком толковании абз. 3 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» исключаются негативные обстоятельства, наступление которых влечет использование на практике первого из приведенных вариантов толкования правовой нормы.

При этом использование в абз. 3 п. 7 ст. 13 названного Закона формулировки «при заключении военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, или гражданами, поступающими на военную службу, первого контракта» в контексте устанавливаемой абзацем нормы указывает на то, что правом на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости могут обладать только военнослужащие, заключившие контракты о прохождении военной службы на срок пять лет (или на срок более пяти лет) впервые с момента поступления на военную службу по контракту.

Необходимость приведения абз. 3 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в форму, адекватную воле законодателя, обусловливается возникающими на практике многочисленными противоречиями, в том числе между объемом социальных гарантий, на который рассчитывают граждане при поступлении на военную службу по контракту (при заключении в последующем контрактов о прохождении военной службы), и объемом социальных гарантий, который им фактически предоставляется. Неоднозначность возможного толкования установленного названным абзацем правила, обусловленная неэффективностью использованной при формулировке абзаца юридической техники, подрывает у значительного круга военнослужащих доверие к закону и государственной власти. С одной стороны, анализируя содержание приведенной выше нормы, с достаточной степенью уверенности можно предположить, что военнослужащим, заключающим соответствующие контракты на срок пять лет и более, должно предоставляться право на получение выплаты, с другой стороны, органы военного управления, решающие вопрос о назначении выплаты, с достаточной степенью убедительности могут обосновать отсутствие у соответствующей категории военнослужащих права на получение такой выплаты.

Независимо от того, какой на самом деле смысл вкладывался законодателем при формулировке абз. 3 п. 7 ст. 13 вышеназванного Закона, следует его изложить в редакции, не допускающей двоякого толкования. Данный абзац следует сформулировать таким образом, чтобы его содержание однозначно толковалось как 1-й или 2-й из приведенных в настоящей статье вариантов.

По глубокому убеждению автора настоящей статьи, наиболее адекватным воле законодателя, а также наиболее приемлемым с точки зрения реализации утвержденных направлений государственной политики по повышению престижа военной службы и переходу к комплектованию Вооруженных Сил преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, является изменение редакции абз. 3 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в целях закрепления на практике 2-го из приведенных выше вариантов толкования установленной им нормы. Предлагается абз. 3 п. 7 ст. 13 заменить абзацем следующего содержания:

«…в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении гражданином, поступающим на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, контракта о прохождении военной службы на срок пять лет;

в течение трех месяцев со дня назначения на воинскую должность при заключении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, поступающим на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, контракта о прохождении военной службы на срок пять лет;

в течение трех месяцев со дня заключения нового контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ранее заключавшим контракт (контракты) о прохождении военной службы на меньший срок».

Особую актуальность рассматриваемому вопросу придает в настоящее время предстоящее уменьшение в период с 2007 по 2008 гг. срока прохождения военной службы по призыву до 12 месяцев. Вызванное уменьшением продолжительности военной службы по призыву до 12 месяцев изменение уровня укомплектованности Вооруженных Сил и иных воинских формирований, как численное, так и качественное (за непродолжительное время граждане, проходящие военную службу по призыву, не смогут в полной мере овладеть необходимыми военно-профессиональными навыками), может повлечь снижение боеготовности Вооруженных Сил. Одним из необходимых условий поддержания в подобных условиях уровня боеготовности войск является увеличение числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. При этом, по сведениям, имеющимся у автора, в настоящее время формируемые в Российской Федерации воинские части постоянной боевой готовности укомплектованы по должностям солдат, сержантов и старшин военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в значительной степени из числа военнослужащих, заключивших контракты о прохождении военной службы в период прохождения ими военной службы по призыву на сроки менее трех лет (с соблюдением условия, в соответствии с которым общая продолжительность их военной службы по призыву и по первому контракту составит в совокупности три года). К 2008 г. ситуация может радикально измениться: во-первых, к этому моменту истечет срок военной службы по контракту значительного числа военнослужащих, заключивших контракты в период прохождения военной службы по призыву, во-вторых, у военнослужащих, которые будут призываться на военную службу с 2008 г., не будет такого стимула заключать контракты о прохождении военной службы по истечении 12 месяцев военной службы по призыву. Как уже отмечалось, в настоящее время значительную часть контрактов о прохождении военной службы заключают военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие 12 месяцев, на срок менее трех лет, с тем условием, что общая продолжительность их военной службы по призыву и по первому контракту составит три года. При заключении контрактов в подобных условиях военнослужащий по сути делает выбор: или ему служить по призыву еще 12 месяцев, или заключить контракт и служить 24 месяца, а не 12, но уже по контракту, имея соответствующий статус военнослужащего по контракту. С 2008 г. варианты, из которых будет выбирать военнослужащий, прослуживший по призыву 12 месяцев, существенно изменятся и будут сводиться к следующему: либо заключать контракт и служить еще 2 (3) года, имея статус военнослужащего по контракту, либо убывать с места службы в запас по постоянному месту жительства. В такой ситуации количество граждан, желающих поступить на военную службу по контракту по истечении срока военной службы по призыву, может значительно измениться по отношению к имеющемуся в настоящее время количеству. Закрепление в действующем законодательстве предлагаемого в статье подхода, устанавливающего право на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и впервые заключающих новые контракты о прохождении военной службы на продолжительные соки (пять лет и более), в совокупности с иными мерами, предпринимаемыми политическим руководством страны в целях обеспечения адекватного уровня укомплектованности войск личным составом, позволит обеспечить поступление на военную службу по контракту в предстоящий период значительного числа граждан. Особо актуальной предлагаемая мера представляется для решения задачи по комплектованию преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, для которых штатом предусмотрено воинское звание солдат (матросов), сержантов, старшин и прапорщиков.

Что положено тем, кто служит по контракту

Большая часть прав и льгот военнослужащих определена ФЗ №76 от 27.05.98 г., поправки в который вносятся не реже двух раз в год.

В первую очередь, тем, кто служит по контракту, положено денежное довольствие, которое является основным средством стимулирования к службе. Проще говоря, обязательные денежные выплаты — это заработная плата.

Состоит она из двух частей: ежемесячный оклад по контракту и ежемесячный оклад по занимаемой должности. Дополнительно военнослужащий по контракту может получать еще средства, приравниваемые к премиальным выплатам.

С 2015 года граждане вправе получать денежную компенсацию вместо дополнительного дня отдыха при работе во внеурочное время. При этом за служащим сохраняется право выбора, что именно получить: выходной или деньги.

Скачать и сохранить бесплатно

Помощь многодетным семьям военнослужащих

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, имеющие 3-х и более детей, имеют право вне очереди получить:

В общем, ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует многодетному военному по контракту жилье. Если речь идет о служебной квартире, то она должна быть предоставлена в том населенном пункте, где располагается воинская часть или на самой близлежащей территории. Кстати, многодетный военнослужащий имеет право получить служебное жилое помещение вне очереди.

Кроме того, многодетной семье военного по контракту предоставляются следующие льготы:

  1. Оплата коммунальных услуг производится с учетом 30%, расписанных в Указе Президента РФ, которые распространяются на: воду, канализацию, электроэнергию и газ. Если дом не оснащен централизованным отоплением, то данную льготу можно использовать и при покупке топлива.
  2. Бесплатные лекарственные средства детям до 6 лет.
  3. Бесплатный проезд на любом виде общественного транспорта.
  4. Бесплатное питание для детей в любой общеобразовательной организации.
  5. Бесплатная школьная и спортивная форма.
  6. Бесплатное посещение музея, выставки или парка культуры, но не более 1 раза в месяц.

4. Некоторые аспекты правового регулирования и правоприменительной практики, связанные с введением с 1 января 2005 г. выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости

С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Пунктом 6 ст. 100 указанного Закона пункт 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был изложен в новой редакции.

На практике в связи с внесенными изменениями возник целый ряд вопросов относительно соотношения вновь введенных норм, регулирующих порядок производства выплаты, и правовых норм, которыми ранее устанавливался порядок выплаты военнослужащим беспроцентной ссуды.

Основные вопросы возникли относительно следующих обстоятельств:

  1. подлежат ли удержанию денежные средства с военнослужащих, получивших до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду, в счет ее погашения;
  2. возникает ли у военнослужащих, получивших до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду, право на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости при возникновении в период после 1 января 2005 г. оснований, дающих право на получение этой выплаты.

В данной статье автором будет дан правовой анализ возникшей ситуации в части, настоящей не рассмотренной в имеющихся в настоящее время публикациях по данному вопросу <3>.

<3> О правоприменительной практике и некоторых вопросах, связанных с осуществлением удержания сумм непогашенной ссуды и порядком осуществления выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, см. также: Торкунов М.А., Торкунов Д.М. Правам военнослужащих — надежную защиту (о правовой природе выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости) // Право в Вооруженных Силах. 2006. N 9. С. 57 — 59.

Удержание денежных средств с военнослужащих, получивших до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду, в счет ее погашения возможно (основано на нормах действующего законодательства) только в том случае, если к отношениям по поводу получения и возврата военнослужащим сумм ссуды не применяются введенные с 1 января 2005 г. правовые нормы, регулирующие порядок осуществления военнослужащим выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, т.е. не подлежит применению п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части, устанавливающей, что произведенная выплата возврату не подлежит. Неприменение в данном случае норм п. 7 ст. 13 указанного Закона возможно только в том случае, если будет установлено, что выплата на обзаведение имуществом первой необходимости является иной выплатой (социальной гарантией), не совпадающей с ранее выплачиваемой военнослужащим беспроцентной ссудой.

При этом неприменение к отношениям, возникшим до 1 января 2005 г., правовых норм, установленных новой редакцией п. 7 ст. 13 вышеназванного Закона, в части безвозмездного характера выплаты, в свою очередь, должно влечь неприменение указанных норм к ранее возникшим отношениям в части, препятствующей получению выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, при возникновении оснований ее осуществления в случае, если ранее, до 1 января 2005 г., при возникновении таких оснований военнослужащим было реализовано право на получение беспроцентной ссуды. Учет при определении однократности безвозмездной выплаты ранее (до 1 января 2005 г.) возникших отношений по получению беспроцентной ссуды будет означать распространение правовых норм, регулирующих осуществление выплаты, на правоотношения, возникшие до 1 января 2005 г.

В правоприменительной и законотворческой практике сложился иной подход.

С одной стороны, при решении вопроса о правомерности удержания с военнослужащих сумм полученных ими до 1 января 2005 г. беспроцентных ссуд делается вывод о том, что к отношениям по поводу получения и возврата ссуды правовые нормы, регулирующие порядок осуществления безвозмездной выплаты, не применяются и суммы в счет погашения ссуды подлежат удержанию в порядке, установленном до 1 января 2005 г.

С другой стороны, при решении вопроса о наличии у военнослужащих, получивших до 1 января 2005 г. беспроцентные ссуды, права на получение при возникновении соответствующих оснований безвозмездной выплаты делается вывод о том, что установленный законодательством однократный характер выплаты должен учитывать, в частности обстоятельства получения военнослужащим до 1 января 2005 г. беспроцентной ссуды, т.е. установленные с 1 января 2005 г. нормы, определяющие однократность выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, распространяются правоприменителем на правоотношения, возникшие до 1 января 2005 г.

Такой избирательный подход законодателя и правоприменителя, заключающийся в применении в одних случаях и неприменении в других случаях правовых норм к однородным правоотношениям, не может соответствовать принципам правового регулирования.

В настоящее время вопрос о том, имеет ли военнослужащий, получивший до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду, право на получение при возникновении соответствующего основания выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, разрешен п. 6 ст. 74 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ. Одним из предложений данного пункта установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, получившим до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду на обзаведение имуществом первой необходимости, выплата на обзаведение имуществом первой необходимости не производится.

Вопрос о том, подлежат ли удержанию в период с 1 января 2005 г. денежные суммы в счет погашения военнослужащим ранее ему выданной беспроцентной ссуды, разрешен по сути решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. N ВКПИ06-13 <4>, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2006 г. N КАС06-112 <5>.

<4> Текст решения официально опубликован не был. <5> Текст определения официально опубликован не был.

Указанное решение Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации принято по заявлению военнослужащего о признании недействующим п. 8 Инструкции о размерах и порядке выплаты (в виде единовременного пособия) на обзаведение имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее — Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации «О денежных выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 31 декабря 2004 г. N 460. Пункт 8 Инструкции предусматривает, что удержание денежных средств в счет погашения остатков непогашенных выплат в виде беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости, выданных военнослужащим до 1 января 2005 г., производится в ранее установленном порядке.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 8 Инструкции отказано.

В решении на основе правового анализа возникшей с 1 января 2005 г. ситуации приводятся следующие заслуживающие внимания выводы:

По мнению суда, Законом (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации (Постановление от 16 декабря 2004 г. N 796) вместо беспроцентной ссуды в качестве выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости установлено единовременное пособие.

В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменений в абз. 1 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ у военнослужащего не появилось оснований, дающих ему право не выплачивать задолженность по ссуде. В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, внесший изменения в п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вступил в силу с 1 января 2005 г., а поэтому действие этих изменений распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2005 г., и не применяется к отношениям, возникшим до указанной даты, поскольку это данным Законом прямо не предусмотрено.

Из этого следует, что и после 1 января 2005 г. к правоотношениям, возникшим до этой даты и связанным с выдачей военнослужащему беспроцентной ссуды на обзаведение имуществом первой необходимости на срок до трех лет, должно применяться законодательство, в соответствии с которым он получил ссуду.

Введение с 1 января 2005 г. нового порядка выплаты в виде единовременного пособия является новой мерой социальной защиты, распространяющейся не на все категории военнослужащих, а только на те, которые указаны в нормативных правовых актах, устанавливающих данную выплату. Заявитель же воспользовался действующей ранее мерой социальной защиты на условиях, определенных прежним законодательством, и к числу лиц, на которых распространяются отношения, возникшие в связи с введением нового закона, он не относится.

Обобщая приведенные выводы, к которым пришел суд при рассмотрении гражданского дела, следует указать на следующее:

Во-первых, судом установлено, что выплата на обзаведение имуществом первой необходимости представляет собой иную (новую) меру социальной защиты, отличную от ранее действовавшей меры социальной защиты в виде беспроцентной ссуды.

Во-вторых, судом установлено и обосновано, что действие изменений, внесенных с 1 января 2006 г. в п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2005 г., и не применяется к отношениям, возникшим до указанной даты, поскольку это Законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ прямо не предусмотрено.

Применительно к сформулированным ранее вопросам относительно соотношения правовых норм о беспроцентной ссуде и безвозмездной выплате указанные в решении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации выводы будут означать, что при применении абз. 5 п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и принятии решения о выплате военнослужащему выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости при наступлении оснований, указанных в этой статье, обстоятельство, связанное с получением этим военнослужащим до 1 января 2005 г. беспроцентной ссуды, учитываться не должно. Названный абз. 5 п. 7 ст. 13 предусматривает, что выплата предоставляется только по одному основанию и один раз за период прохождения военной службы. При этом ранее (до 1 января 2005 г.) полученная военнослужащим ссуда выплатой на обзаведение имуществом первой необходимости не является и факт ее получения до 1 января 2005 г. обстоятельством, препятствующим реализовать право на получение безвозмездной выплаты, признаваться не должен. Установленные же абз. 5 п. 7 ст. 13 Закона правила на отношения, возникшие до 1 января 2005 г., не распространяются.

Таким образом, если исходить из правового анализа сложившейся в рассматриваемой области ситуации, данного Верховным Судом в указанном решении, то более чем обоснованным представляется вывод о том, что военнослужащие, получившие до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду, при возникновении с 1 января 2005 г. оснований, с которыми действующее законодательство связывает возникновение права на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, могут реализовать такое право в порядке, установленном законодательством.

При этом единственным правовым препятствием для реализации такого права является прямой запрет на получение указанной выплаты военнослужащими, получившими до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду, установленный 2-м предложением п. 6 ст. 74 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год». Норма, содержащаяся во 2-м предложении п. 6 ст. 74 Закона, в свою очередь, вызывает целый ряд вопросов о ее конституционности и соответствии установленным принципам правового регулирования.

Так, в Постановлении от 23 апреля 2004 г. N 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию.

Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. В него не должны включаться не связанные с расходами Российской Федерации положения, касающиеся прав и обязанностей военнослужащих. По общему правилу, предполагается, что нормы, отменяющие или изменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены.

При этом в п. 7 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не установлен запрет на осуществление выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости при наличии соответствующего основания военнослужащим, получившим до 1 января 2005 г. беспроцентную ссуду. Частью 2 ст. 4 названного Закона прямо предусмотрено, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные данным Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Федеральный закон.

Приведенная же выше норма Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» является материальной нормой и прямо ограничивает право на получение выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости для военнослужащих, воспользовавшихся ранее (до 1 января 2005 г.) иной социальной гарантией.

Одновременно с этим следует отметить, что в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23 декабря 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *